Главная Пресс-релизы Программа "Память мира" Социальный блок Стажировки

В системе государственного образования в мире преподавание религии, судя по всему, сегодня занимает все больше места, и это направление становится важным предметом озабоченности лиц, отвечающих за развитие образование на национальном уровне. Такой вывод делается в последнем выпуске ежеквартального издания ЮНЕСКО «Перспективы», специализирующегося по вопросам образования. Июньский номер под названием «Образование и религия» анализирует время, отводимое в учебном расписании на преподавание религиозных предметов примерно в 140 странах мира. Он анализирует также эволюцию религиозного образования в течение прошлого века во Франции, в Израиле, в Пакистане и в Российской Федерации.

Согласно предварительному анализу Международного бюро просвещения (МБП) ЮНЕСКО в Женеве преподавание религии фигурирует как обязательный предмет в учебных расписаниях 73 из изученных стран как минимум однажды в течение первых девяти лет школьного обучения. В 54 из этих стран среднее время, уделяемое религиозному обучению в первые шесть лет школьного обучения, составляет 388,4 часов или примерно 8,1 % от общего объема. Авторы исследования отмечают при этом «видимый (пропорциональный) рост» по сравнению с данными предыдущего анализа, сделанного десять лет назад.

Однако, как отмечают, авторы, предыдущее исследование не абсолютно эквивалентно последнему и охватывало четыре периода между 1920 г. и 1986 г., причем тогда характерной для больше части прошлого столетия была тенденция снижению удельного веса религиозного образования. Один из выводов того исследования – при относительно постоянном числе стран, практикующих религиозное обучение, количество уделяемых ему учебных часов постоянно снижалось. Так, между 1945 г. и 1969г. а также между 1970 г. и 1986 г. оно снизилось с 5,4% до 4,3%.

Согласно последним данным МБП сегодня самый высокий процент религиозного образования в Саудовской Аравии – 31% (1 458 уч.ч.) и Йемене – 28% (1 104 уч.ч.). Речь идет о первых шести годах школьного обучения, этот показатель в три раза выше, чем в любой другой стране.

В учебных программах 69 стран религиозное образование, судя по всему, не является ни обязательным, ни факультативным. Однако, отмечают авторы исследования, это не значит, что эти программы лишены религиозной тематики. В странах с федеральным устройством, таких как Швейцария или Германия, где вопросы образования децентрализованы, религиозное образование может быть официально признано в одних регионах и не признано – в других.

По признанию авторов, представленная информация не носит исчерпывающий характер, это скорее основа для осмысливания места преподавания религии в современном обществе, которое все больше становится многонациональным и многоконфессиональным. Эта тема затрагивается и в других статьях последнего номера «Перспектив», где рассматриваются примеры четырех различных систем образования а также позиция Совета Европы.

Во Франции, например, религиозное образование в государственных школах не ведется. Мирей Эстивалез оценивает плюсы и минусы светского обучения. « Французское общество несет глубокий отпечаток христианского прошлого, например, в художественных формах выражения, - отмечает она, - а также на бытовом уровне (календари, праздники, каникулы…). Сегодняшняя молодежь зачастую не осознает религиозный или символический аспект этого культурного наследия».

Зехавит Гросс из Педагогической школы Университета Бар Илан анализирует ситуацию в Израиле. Отмечая успехи государственной системы религиозного образования (им охвачено 20% детей и молодежи в стране), З. Гросс в то же время указывает на порождаемые им противоречия между стремлением, с одной стороны, идти в ногу со временем и, с другой, - отгородиться от него религиозными законами и нормами иудаизма.

Заместитель Постоянного представителя Пакистана в ЮНЕСКО специалист по образованию Рухсана Зиа задается вопросом о качестве образования, предоставляемого в школах при мечетях - медресе (средняя школа) и махтабах (начальная школа), число которых растет с каждым годом. По ее мнению, в большинство из них не дает базового образования и знаний по современным предметам, а основное время уделяет заучиванию Корана.

По мнению Александра Солдатова, журналиста, специализирующегося по вопросам религии открытие растущего числа церковных школ свидетельствует о росте влияния православия в Российской Федерации. Он, в частности, делает вывод о том, что дискуссии о месте преподавания богословия опираются на исключительно политическую подоплеку и стремление некоторых религиозных кругов к радикальному изменению их социальной роли и юридического статута.

По словам представителя Совета Европы Джеймса Уимберли, тема места религии в образовании стран Европы стала активно обсуждаться после трагических событий 11 сентября в Нью-Йорке. Этот был повод, считает он, искать решение такой серьезной проблемы, как плохие взаимоотношения между различными сообществами в Европе, когда «взаимное недоверие, нетерпимость, расовые конфликты и дискриминация принимают прежде всего, форму межнациональных и межконфессиональных противостоянияний». В этой связи Совет Европы принял решение делать упор в своей деятельности на установление диалога между культурами и религиями.

Дополнительную информацию можно получить:
http://www.wkap.nl/journals/prospects
http://www.ibe.unesco.org

 

Штаб квартира ЮНЕСКО

Кластерное бюро ЮНЕСКО