Главная | Пресс-релизы | Программа "Память мира" | Социальный блок | Стажировки |
Шах-ФазильСтрана: Кыргызская республика. Штат, область, или регион : Джалал-Абадская область, Ала-Букинский район. Дата:________2000 Наименование памятника: Историко-архитектурный комплекс Шах-Фазиль. Местонахождение: Географические координаты: 41027’56’’N;71037’08’’О. Комплекс расположен в Ала-Букинском районе, в 10 км от села Кербен, в 5 км от границы с Узбекистаном, в селе Гулистан. Описание значения: Комплекс включает в себя памятник эпохи бронзы; XI в.; XVIII-XIX вв.; памятник природы - священную гору Арча-Мазар. Возможный сравнительный анализ: Мавзолеи ХШ-Х1Х вв. ферганского типа, но комплексу в целом аналогов нет. Сохранность: Удовлетворительная. В 1980-е гг. по ряду памятников проводились реставрационные работы. Критерии по которому предложено включение: 1 Критерий: Большая историко-научная ценность. 2 Критерий: Подобных памятников фаллического культа в Средней Азии нет. Мавзолей Шах-Фазиль не имеет аналогов в архитектуре Караханидского времени среди памятников XI в., которых сохранилось очень немного. Особенно уникален его интерьер, покрытый резным ганчем от пола до потолка. 3 Критерий: Комплекс вместе с горой Арча-Мазар дали возможность создать историческую легенду, которая, безусловно, является отголоском реальных событий. Он должен быть сохранен как фольклорная ценность. 4 Критерий: Комплекс является мусульманской святыней для всей Ферганской долины и, следовательно, духовной ценностью народа. Описание памятника: Комплекс возник в глубокой древности, возможно, на месте святилища фаллического культа и священной горы Арча-Мазар. В него входят: священная гора Арча-Мазар с мавзолеем Аламбердара XIX в. и пещерой святого отшельника, место казни 2700 воинов ислама, мечеть XVIII - XIX в.в., вертикально установленный камень в форме фаллоса, мавзолей Шах-Фазиль XI в., мавзолей Сафид-Буленд (или Булон) датируемый XIX в. Наибольшую ценность комплекса представляет мавзолей Шах-Фазиль, который наружным своим обликом резко отличается от других мавзолеев караханидской эпохи. Это квадратное в плане сооружение, достигающее до 11 м. по наружному обмеру. Четверик выполнен в виде массивной усеченной пирамиды, на которой покоятся оригинальной формы ступенчатый барабан и высокий купол. Интерьер мавзолея от пола до потолка покрыт тонированной ганчевой резьбой, в которой орнаментальные пояса отграничиваются друг от друга по горизонтали массивными поясами мемориальных коранических надписей, выполненных почерком «цветущий куфи». Из надписей явствует, что это-усыпальница Сайф-и давлат-и Маликана, то есть Мухаммада-ибн-Насра из династии Караханидов, правившей в Х - XII вв. Обоснование: Весь комплекс является мусульманской святыней - местом поклонения и местом благочестивых захоронений. 1. Критерий культурной значимости объекта - ежегодные массовые паломничества верующих. 2. Критерием культурной значимости является многообразие объектов комплекса, связанных с религиозно - мифологическими представлениями и с фольклором - легендами, сказаниями, доисламскими верованиями (поклонение фаллическому камню и горе Арча-Мазар). 3. Культурным критерием является и отсутствие прямых аналогов архитектурному решению мавзолея Шах-Фазиль. 4.Культурным критерием является уникальная по своей художественной выразительности ганчевая резьба мавзолея. Возможный сравнительный анализ: Под ганчевой резьбой, в местах ее обрушения, прослеживаются фигурные кладки, характерные для начала XI в. в памятниках караханидского времени Мавераннахра и Ферганы. То же относится к технике резьбы по ганчу. Памятников, относящихся к XI в. в Центральной Азии сохранилось очень мало. Сам мавзолей Шах-Фазиль по своему архитектурному облику является исключением из сложившегося к тому времени и ставшего затем традиционным архитектурного образа портально-купольного мавзолея. Комплекс в целом является духовным символом для населения севера Ферганской долин и кыргызского Причаткалья, О научной значимости комплекса свидетельствует то, что он привлекал и привлекает внимание ученых многих стран. Все это делает необходимым включение комплекса Шах-Фазиль в Список Всемирного наследия. История и развитие: Если мавзолей Шах-Фазиль был построен как усыпальница караханидов, история остальных сооружений комплекса связана с легендой о походе арабов для насаждения ислама. Они были коварно обмануты и после жестокого, но бессмысленного сопротивления 2700 воинов ислама были захвачены в плен и умерщвлены. Во время боя Аламбердар, что означает «знаменосец», будучи изранен и видя гибель, подбросил знамя к небу и, чтобы оно не досталось врагам, взмолился Аллаху и Аллах взял знамя на небо. Сафид-Булон была героиней, похоронившей всех павших. Она была черной, но Аллах благословил, и она стала белой и до самой смерти молилась. То есть дальнейшее создание комплекса вокруг мавзолея Шах-Фазиль связано с историей исламизации долины и первые его сооружения были построены в XVI в., но по мере их разрушения они подвергались ремонтам в стиле новых времен. Детали XVI в. были найдены археологами при подготовке комплекса к реставрации. Этими же раскопками было установлено, что в Х - начале XI в. здесь была какая-то битва, так как в захоронениях были обнаружены череп с отслоенной сабельным ударом костью, наконечники стрел в скелетах и т.д. Однако письменных источников по этому поводу не найдено. Мавзолеи комплекса реставрировались в 1980-1985 гг.; 1988-1989 гг. проводились работы по определению границ охранной зоны комплекса. Последнее обследование: Последнее обследование проводилось Министерством Культуры и Академии Наук в конце 1980-х гг. 20 века. Состояние памятников: Требуется реставрация купола и части ганчевой резьбы мавзолея Шах-Фазиль, ремонт мавзолеев и мечети. Необходим продолжение работ по определению основной и буферной зон комплекса. Политика и программы: В настоящее время мечеть находится в пользовании мусульманской общины. Однако, не смотря на существующие программы в области развития комплекса (благоустройство, туризм) у государства нет возможностей для их реализации. В последнее время интерес к памятнику проявляют международные организации. Менеджмент: Памятник является собственностью государства в соответствии с «Законом об охране и использовании историко-культурного наследия Кыргызской республики». Уполномоченным органом, ответственным за охрану, использования и развития является Министерство Образования и Культуры (МОиК), которое осуществляет свои функции через департаменты на местах.
Факторы, влияющие на памятник: Негативные экологические факторы отсутствуют, но памятник находится в зоне повышенной сейсмичности, поэтому при реставрации 1985 г. были приняты антисейсмические и противоселевые меры. Наблюдается отрицательное воздействие антропогенных факторов. Возможный сравнительный анализ: Под ганчевой резьбой, в местах ее обрушения, прослеживаются фигурные кладки, характерные для начала XI в. в памятниках караханидского времени Мавераннахра и Ферганы. То же относится к технике резьбы по ганчу.
Мониторинг: отсутствует Библиография: 1 Бернштам А.Н. Архитектурные памятники Киргизии. М.-Л., 1950 2 Бородина И.Ф. Художественные особенности мавзолеев средней Азии XI в. Архитектурное наследство №21 М.,1973 г. 3 БСЭ, III издание, т. 24, кн. I Согдийский язык изд. СЭ, М., 1976 г. 4 Засыпкин Б.Н. Памятники архитектуры средней Азии и их реставрация. Вопросы реставрации, 1,М,1926г. 5 Засыпкин Б.Н. Памятники архитектуры Киргизии (рукопись), 1955 г. 6 Горячева В.Д. Средневековые городские центры и архитектурные ансамбли Киргизии (Бурана, Узген, Сафид-Булан) Фрунзе, 1983 г. 7 Денике Б.Л. Архитектурные орнаменты средней Азии. М., 1939 г. 8 Кочнев Б.Д. Заметки по средневековой нумизматике Средней Азии, ч.2 (караханиды) ИМКУ, 1979 г., вып. 15 9 Настич В.Н., Кочнев Б.Д. К атрибутам мавзолея Шах-Фазиль - Эпиграфика Востока XXIV, «Наука» Ленинградское отд. 1988 г. 10 Нусов В.Е. Архитектура Киргизии с древнейших времен до наших дней. Ф., 1971 г. 11 Прибыткова А.М. Строительная культура Средней Азии в IX-XII вв. М., 1973 г. 12 Уз. НИПИИ консервации и реставрации памятников культуры. Комплекс Шах-Фазиль в Ала-Букинском районе Ошской области. Кн. II т. v. Обобщение проведенных научно-исследовательских работ и историческая справка. Ташкент 1980 г. 13 Щербина-Крамаренко Н. По развалинам Средней Азии. «Зодчий» вып. V, май, СПб, 1986 г.
|