Главная Пресс-релизы Программа "Память мира" Социальный блок Стажировки

Петроглифы Саймалы-Таша

Характеристика объекта:

А.Страна: Кыргызская Республика,

Б. Штат, провинция: Джалал-Абадская область, Тогуз-Тороусский р-н

В. Наименование памятника: Петроглифы Саймалы-Таша

Г. Точное месторасположение: 73°50'О 41°N

Урочище Саймалы-Таш располагается в в горах Ферганского хребта , на высоте 3000-3450 м над уровнем моря, в 120 км к северо-востоку от города Джалал-Абад.

2. Юридические сведения.

А. Владелец: Кыргызская Республика

Б. Юридический статус: памятник археологии находится в uосударственном владении и охраняется Законом об охране и использовании памятников истории и культуры Кыргызской Республики принятом Законодательным собранием Жогорку Кенеша КР в 1999 году.

С. Отвечающие за памятник национальные ведомства:

За сохранность и правильное использование памятника отвечает Министерство образования и культуры Кыргызской Республики.

За научное исследование отвечает Отдел археологии и этнологии Института истории Национальной Академии наук.

3. Идентификация.

Петроглифы урочища Саймалы-Таш расположены высоко в горах Ферганского хребта, в его средней части, на высоте 3000-3450 м над уровнем моря и потому очень труднодоступны. Урочище открыто только один месяц в году (август) для посещения. В остальное время массив находится под снегом. И даже летом здесь нередко выпадают осадки в виде снега, дождей, града, а по ложбинкам и саям лежат толстые пласты никогда не тающих снежников.

Урочище Саймалы-Таш, где располагаются наскальные рисунки, представляет собой ряд крупных и мелких всхолмлений, отделенных друг от друга ложбинками, саями, оврагами. Поэтому местность с довольно сложным и сильно пересеченным рельефом. Нижняя его точка на высоте 2800 м, а верхняя самая высокая точка - 3450 м над уровнем моря,

Наскальные рисунки выбиты на отдельных камнях, гладких поверхностях, обломочных пород базальта, покрытых толстой коркой загарного слоя темно-коричневого или иссиня-черного цвета. Выбивка производилась бронзовыми и железными инструментами, путем точечного скола.

Выделяются три скопления наскальных рисунков: Саймалы-Таш I. II и III. Самый крупный из них Саймалы-Таш I. Здесь выявлено около 10 000 камней с рисунками. Наиболее ранние из них относятся к III- началу II тыс. до н.э., т.е. к эпохам энеолита и бронзы. Они выполнены в так называемом геометрическом стиле, когда туловища животного или человека выбиты в виде прямоугольников или битреугольников. В таком стиле выбивались сцены езды на колесницах и повозках, иногда, возможно, сцены пахоты, некоторые изображения животных и людей. К этой группе тесно примыкают изображения развитой и поздней бронзы. Это древнейшая, интереснейшая и самая многочисленная группа рисунков.

Следующая группа относится к 1-му тыс. до н.э., то есть к эпохе раннего железа. Рисунки уже теряют геометричность, выполнены грубее и менее детально, преобладает зооморфная тематика и сцены охоты, приручения животных. Имеются рисунки, выполненные в «скифо-сакском зверином» стиле.

Третья группа рисунков относится к 1 тыс. и. э. и выполнена в так называемом линейном стиле, более упрощенно и грубо, без особых деталей.

Таким образом, Саймалы-Таш - памятник искусства, источник ценных данных не одной исторической эпохи, а нескольких. Начало его существования - энеолит и ранняя бронза, расцвет приходится на эпохи бронзы и раннего железа, немало рисунков оставлено и в период средневековья. Этот памятник дает нам картину развития изобразительного искусства местного населения на протяжении более трех тысячелетий. С другой стороны, Саймалы-Таш богатейший источник познания быта, мышления, мировоззрения племен и народов, обитавших в горах Тянь-Шаня и Приферганья. Рисунки отражают самобытную и богатейшую культуру местного населения, его религиозные воззрения и тотемно-генеалогические предания, а также их широкие историко-культурные связи с окружающим миром. Одновременно это грандиозное природное святилище, место для поклонения и исполнения ритуальных обрядов для местного населения .

Саймалы-Таш был открыт для науки в 1902 г военным топографом Н.Г.Хлудовым во время топографической съемки в районе перевала Кугарт. В 1903 г была организована специальная экспедиция под руководством И.Г.Пославского. члена Туркестанского кружка любителей археологии. Спустя сорок с лишним лет, в 1946 г. начинается его научное изучение Б.М.Зимой, преподавателя Киргизского педагогического института в г. Фрунзе. Наиболее значительные и детальные исследования были проведены в 1950 г. А.Н.Бернштамом - профессором из Ленинграда. Им дана более существенная характеристика памятника, к сожалению, в одной, но исключительно емкой статье «Наскальные изображения Саймалы-Таша» в журнале «Советская этнография», № 2, 1952, которая сохранила свое значение и в настоящее время.

В последние сорок лет Саймалы-Таш посещался и изучался рядом исследователей, как математик Н.А.Подольский, краевед Ю.Н. Голендухин, археологи Г.А.Помаскина (Агафонова), Я.А.Шер и др. Ими внесен значительный вклад в изучение петроглифов Саймалы-Таша. Несмотря на некоторые разногласия и разночтения, ими даны интерпретации некоторых сюжетов, определены хронологические рамки рисунков, сделаны попытки определения места и значения Саймалы-Таша в кругу аналогичных памятников т.д. Однако никем из них Саймалы-Таш не был полностью исследован.

В 1991г. полное и детальное исследование массива Саймалы-Таш начала К.И.Ташбаева – сотрудник Института истории Национальной Академии наук Кыргызской Республики.

Отряд под ее руководством проработал здесь семь полевых сезонов (1991-1996, 1999 гг.). Ею осмотрен весь горный массив, выделены скопления Саймалы-Таш II и III, полностью исследованы Саймалы-Таш I и II. Здесь выявлены все камни с рисунками, скопированы, описаны и сфотографированы, а также снят документальный фильм о наскальных изображениях Саймалы-Таша.

Библиография.

1. Агафонова Г.А.. О чем рассказывают наскальные рисунки. Фрунзе.1982.

2. Бернштам А.Н.. Наскальные изображения Саймалы-Таша, // Советская этнография. № 2, 1952.

3. Голендухин Ю.Н.. Вопросы классификации и духовный мир древнего земледельца по петроглифам Саймалы-Таша. // Первобытное искусство Новосибирск, 1971,с. 181-202.

4. Зима Б.М. К вопросу о происхождении наскальных изображений. // Труды Киргизского государственного пединститута. Т, II, вып 2, Фрунзе, 1947.

5. Зима Б.М. Некоторые выводы по вопросу изучения наскальных изображений Киргизии. // Труды Киргизского государственного пединститута, серия историческая, вып. 2, Фрунзе, 1950.

6. Зима Б.М. Из истории изучения наскальных изображений в Киргизии. // Труды института истории и Академии наук Киргизской ССР, вып. VI, Фрунзе, 1958

7. Подольский Н.Л. О классификации наскальных изображений Саймалы-Таша Ферганского хребта. // Доклады Восточной комиссии Географического общества СССР. ВыпЗ. Л., 1966.

8. Помаскина Г.А. Наскальные рисунки Саймалы-Таша как отражение первобытного искусства. // Памятники Киргизстана, 2. Фрунзе, 1972.

9. Помаскина Г.А. Некоторые результаты статистического исследования изображений Саймалы-Таша- // Известия АН Кирг.ССР. 1975, № 3.

10. Помаскина Г.А. Наскальная галерея Саймалы-Таш (к истории исследования). // Страницы истории и материальной культуры Киргизстана. Фрунзе, 1975.

11. Помаскина ГА. Когда боги были на земле... Фрунзе, 1976.

12. Пославский И.Т. Из поездки на Саймалы-Таш. // Протоколы Туркестанского кружка любителей археологии- Год VIII, Ташкент. 1903.

13. Tashbaeva К. Saymaly-Tash; Histoire de la Recherche et methodes d'investigation, // Petroglyphes d'Asie Centrale: methodologie d'etude d'un art rupestre. Paris. UNBSCO, 1995.

14. Tashbaeva К. Rock pictures of Saymaly-Tash.// Prehistoric and Tribal Art: Shamanism and myth. Capo di Ponte. Italy, 1998.

15. М.Ташбаева К. Новые исследования Саймалы-Таша. // Новое о древнем и средневековом Кыргызстане. Вып. 2. Бишкек, 1999, с. 72-75.

16. Ташбаева К. Предвестники мировых религий (по материалам петроглифов

Саймалы-Таша). //Центральная Азия и культура мира. 1999. 1 (7). Бишкек.

17. Хлудов Н.Г. Перевал Саймалы-Таш, на котором найдены камни с надписями. // Протоколы Туркестанского кружка любителей археологии. Год VII, Ташкент, 1902.

18. Шер Я.А. К интерпретации сюжетов некоторых петроглифов Саймалы-Таша. // Культура Востока. Древность и раннее средневековье. Л., 1978.

19. Шер Я.А. Петроглифы Средней и Центральной Азии. М., 1980.

20. Шер Я.А. и Голендухин Ю.Н. Колесницы Саймалы-Таша. // По следам памятников истории и культуры Киргизстана. Фрунзе, 1982, с, 18-25.

4. Состояние сохранности.

Памятник нормальной сохранности. Он отличается от других подобных памятников чистотой рисунков и отсутствием палимпсестов, т.е. наложением одних рисунков на другие. Однако на многих камнях отпал патинный загарный слой, что затрудняет прочтение некоторых изображений. Это, с одной стороны, естественный процесс при такой длительности существования памятника, с другой стороны, результат хозяйственной деятельности местного населения, так как массив Саймалы-Таша долгое время использовался под пастбища, и здесь паслись многочисленные отары овец.

На Саймалы-Таше не проводилось никаких реставрационных работ и в ближайшее время подобные работы не планируются. Район очень труднодоступен для массового посещения.

5. Обоснование для включения в Список всемирного наследия.

Петроглифы Саймалы-Таша отвечают следующим критериям Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия, как памятник культуры:

Критерий a (iii) - уникальность и особое значение памятника.

Саймалы-Таш - одно из крупнейших скоплений наскальных рисунков не только Кыргызстана и всей Центральной Азии, но и во всем мире и является уникальным явлением среди памятников мирового значения. Особое значение Саймалы-Таша в том, что оно отражает развитие культурных традиций, связанных с древними верованиями, культами и обрядами населения региона на ранних стадиях древних цивилизаций, сыгравших огромную роль в истории человечества, в процессе развития его материальной и духовной культуры.

Саймалы-Таш отличается от всех подобных себе памятников колоссальным количеством изображений на камнях (около 10 000 камней с рисунками), а также многочисленностью изобразительных сюжетов (здесь изображены отдельные животные разных видов, многочисленны сцены охоты, езды на колесницах, повозках, сцены пахоты и исполнения ритуальных обрядов, сцены приручения животных, различные геометрические знаки и фигуры и т.д. и т.п.).

Саймалы-Таш, несмотря на древность и длительность существования, в хорошем состоянии. Рисунки отличаются очень четким и точным исполнением, скол глубокий, а отдельные детали прочерчены острым инструментом. Здесь отсутствуют палимпсесты, т.е. наложение одних рисунков на другие. Еще одно очень важное отличие - это большая хронологическая протяженность их, т.е. Саймалы-Таш существовал и функционировал более трех тысяч лет, начиная от Ш-П тыс. до н.э. и до средневековья, но можно сказать и до современности.

Критерий a (iv).

Наскальные рисунки получили очень широкое распространение повсеместно и являются одним из характерных и наиболее распространенных памятников археологии во всем мире. Крупнейшие скопления таких памятников известны в Монголии, Сибири, Казахстане, Пакистане, Китае и многих других местах. Среди них особое место принадлежит Саймалы-Ташу.

Это редчайший памятник, отражающий развитие изобразительного искусства населения, его художественного творчества в течение очень длительного времени - более трех тысячелетий. Одновременно с этим, Саймалы-Таш - богатейший источник познания быта и мышления, истории и культуры племен охотников и скотоводов, а также первых земледельцев Центральной Азии.

Критерий a (vi).

Саймалы-Таш - редчайший памятник, в особенности, отражающий развитие духовной культуры населения, религиозные воззрения и мировоззрение племен охотников и скотоводов и ранних земледельцев, почитавших природу, солярно-космические образы и поклонявшихся своим тотемам и божествам. Это своего рода грандиозное природное святилище, место поклонения и исполнения ритуальных обрядов населения Тянь-Шаня и Приферганья.

Саймалы-Таш особо интересен и ценен тем, что здесь четко прослеживается как жизнь и деятельность человека были тесно связаны с окружающей природной средой и как эта среда, в свою очередь, воздействовала на его мировоззрение.

 

Штаб квартира ЮНЕСКО

Кластерное бюро ЮНЕСКО