Главная Пресс-релизы Программа "Память мира" Социальный блок Стажировки

Петроглифы Чолпон-Ата

1. Страна: Кыргызская Республика

а) Штат, провинция: Иссык-Кульская область

б) Точное месторасположение: Урочище Чолпон-Ата, 42o 45'

северной широты и 77o10' восточной долготы, у подножия хребта Кунгей Ала-Тоо, на высоте 1650-1800 меторв над уровнем моря, в 80 километрах на восток от города Балыкчи.

2. Юридические сведения:

а) владелец: Кыргызская Республика.

в) юридический статус: памятник археологии, находится во владении государства и охраняется Законом Кыргызской Республики «Об охране и использовании историко-культурного наследия» принятом законодательным собранием Жогорку Кенеш Кыргызской Республики от 29 июня 1999 года.

с) отвечающие за памятник национальные ведомства: за сохранность и использование памятника отвечает департамент культуры при министерстве образования, науки и культуры Кыргызской Республики.

д) сотрудничающие национальные ведомства и организации:

Институт истории Национальной Академии наук, исторический факультет Национального университета и Общество охраны памятников истории и культуры Кыргызской Республики.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ

Петроглифы урочища Чолпон-Ата расположены между северной, западной и северо-западной окраинами города Чолпон-Ата и южным подножием хребта Кунгей Ала-Тоо, распространяясь зачастую и по склонам отрогов этого хребта. На площади длиной с востока на запад 4 километра и шириной 0,6-2 км лежат десятки тысяч камней (валунов), вынесенных селевыми потоками из горных ущелий хребта Кунгей Ала-Тоо. Камни составляют как сплошные массивы скоплений значительных размеров, так и небольшие скопления. Поверхность валунов под воздействием солнечных лучей за многие тысячелетия покрылась «пустынным загаром» – патиной блестяще-черного и коричневого цветов с различными оттенками. Загарные камни служили своего рода «полотном» для древних художников. Рисунки выбивались орудиями из металла или твердых пород камня на загарной поверхности валунов. Размеры камней от 0,5 х 0,8 до 3х6 метров. Скол неглубокий 0,2-1 см.

Сюжеты и образы рисунков разнообразны, но в основном преобладают изображения животных: козлов, архаров, оленей, быков, лошадей, собак, волков и др. Встречаются сцены нападения хищников на животных, сцены пешей и конной охоты, всадников на лошадях и верблюдов, многочисленные изображения людей. На камнях редко выбит один, а большей частью два-три и более двадцати рисунков. Не редкость, когда встречаются два-три слоя рисунков различных эпох, перекрывающих друг друга (палимсесты).

Многие рисунки высокохудожественны, реалистичны и отличаются тщательностью проработки фигур животных и людей.

В целом петроглифы Чолпон-Ата датируются в пределах II тысячелетия до нашей эры – VIII в. нашей эры. Однако большая часть относится к периоду VII-III в.в. до н.э. По общему мнению исследователей – это время расцвета скифо-сакского звериного стиля, который получил особо широкое отражение в наскальном изобразительном искусстве. Насколько распространенным это искусство было в среде ранних кочевников (саков) можно судить на примере Иссык-Кульской котловины, где ни одно из скоплений камней не оставлено без внимания древних художников. В каждом из них встречается то или иное количество рисунков.

К числу особенностей петроглифов Чолпон-Ата, как и всей Иссык-Кульской котловины, следует отнести то, что на месте их нахождения или вблизи расположены древние захоронения. Материалы из раскопок этих захоронений могут помочь в уточнении датировок наскальных изображений и определении их этно-культурной принадлежности.

Петроглифы Чолпон-Ата представляют собой грандиозный храм под открытым небом, где совершались культовые обряды, связанные с духовным миром и жизнью кочевого населения Иссык-Куля.

Петроглифы Чолпон-Ата широко известны среди общественности республики и сопредельных стран. Особенно внимание к ним усиливается в летний период, когда озеро Иссык-Куль становится центром посещения туристов и отдыхающих.

Первые сведения о наскальных рисунках Чолпон-Ата появляются в научной литературе в конце XIX века (В.В. Бартольд, В.Д. Городецкий и др.). В годы советской власти они становятся объектом изучения краеведов и ученых Республиканской Академии наук (Н.Д.Черкасов, Д.Ф. Винник, Г.А. Помаскина и др.)

Библиография:

Бартольд В.В. Отчет о поездке в Среднюю Азию с научной целью. 1893-1894 г.г.//В.В. Бартольд. Соч.,т.4., м.,1966.

Винник Д.Ф., Помаскина Г.А. К вопросу о датировке наскальных изображений Прииссыкулья //Археологические памятники Прииссыкулья. Фрунзе., 1975.

Винник Д.Ф.Древности Чопон-Ата. Кант., 1995.

Помаскина Г.А. Когда боги были на земле. Фрунзе., 1969.

4.Состояние сохранности.

а) Памятник находится в удовлетворительном состоянии. В то же время следует отметить, что в силу естественных процессов, происходивших на протяжении четырех тысячелетий, изменения и нарушения экологии в данном районе, а также хозяйственной деятельности населения петроглифы постепенно разрушаются.

в) На первом этапе для сохранения памятников проведена консервация наиболее уникальных рисунков.

с) Для второго этапа разработан план мероприятий по консервации остальных наиболее значительных изображений животных, сцен и т.д. Сохранности рисунков будет способствовать и деятельность сотрудников историко-археологического музея, открытого на базе петроглифов Чолпон-Ата.

5. Обоснование для включения в Список памятников Всемирного наследия.

1. Петроглифы Чолпон-Ата относятся к числу богатейших и крупнейших скоплений наскальных рисунков в Среднеазиатско-казахстанском регионе. Следует отметить и то, что к западу от Чолпон-Ата до города Балыкчи (расстояние 80 км) вдоль подножия хребта Кунгей Ала-Тоо тянутся многочисленные нагромождения камней, в каждом из которых сохранились десятки и сотни рисунков.

2. Петроглифы Чолпон-Ата – важнейший источник для изучения истории, материальной и духовной культуры древнего и средневекового Кыргызстана.

3. Петроглифы Чолпон-Ата, как и всего Кыргызстана, являются составной частью памятников древнего изобразительного искусства Центральной Азии и Казахстана и обнаруживают с ними широкие аналогии.

4. Рисунки создавались на протяжении длительного периода от II тыс. до н.э. и до VIII в. н.э.. Это документируется как техникой нанесения рисунков для каждого периода (эпоха бронзы, раннежелезного века и средневековья) так и сюжетами и образами рисунков, степенью латинизации и т.д.

 

Штаб квартира ЮНЕСКО

Кластерное бюро ЮНЕСКО